суббота, 7 марта 2009 г.

Все мы - в группе риска

Не дай бог заболеть в современной России - вы немедленно окажетесь на социальном дне, покинутые государством, предоставленные самому себе. Тут недавно размышляли на тему того, что, мол, государство никому ничего не должно, и что это очень правильно - не рассчитывать на его помощь и все мы неправильно считали, что хорошо жить в социальном государстве, предоставляющем определенные гарантии и т.д. О том, как это на деле - "сам за себя" - в тексте ниже. Автор рассказывает о страшном заболевании - раке. Приводит конкретные примеры того, как обстоит дело с лечением этой болезни в современной России. С этим каждому из нас придется столкнуться в случае чего. Не дай боже...

Число онкологических заболеваний в нашем городе неуклонно растет. По данным СМИ, в онкологических учреждениях города находятся на учете около ста тысяч человек. У женщин 1-е место занимает рак молочной железы, у мужчин - рак легкого. Вырос и уровень смертности. При этом некоторые неизлечимо больные! живут 5 лет и более после установления диагноза (критерий выживаемости). Если раньше от больных раком скрывали диагноз, то сейчас люди знают о своей болезни. Они живут, лечатся и верят, что вылечатся. Поэтому надо изменить отношение к раку как к фатальному заболеванию.

Примерно 30% опухолей вызывается факторами питания, 30% - курением, 30% - воздействием окружающей среды и 10% - воздействием профессиональных канцерогенных факторов, алкоголя и солнечного облучения (в том числе солярий). Это огромный контингент людей, предрасположенных к раку. Практически все мы находимся в группе риска, особенно из-за неблагоприятной обстановки с экологией в Петербурге, которая с каждым днем ухудшается из-за уничтожения зеленых насаждений ("легких города") при уплотнительной застройке.

Официально, по материалам конференции в городском онкологическом диспансере в декабре прошлого года, онкологические больные в нашем городе окружены заботой и вниманием врачей - онкологов. ! Год как работает Межрегиональное общественное "Движение против рака" (ДПР), задачей которого является информирование населения о необходимости профилактики и ранней диагностики онкозаболеваний. С 2009 года планируется реализация Национальной онкологической программы. Более 400 онкобольных Петербурга получают лекарства бесплатно.

В действительности ситуация в городе намного трагичнее, чем видится из кабинетов Смольного. Около 40% больных получают лечение в непрофильных стационарах из-за нехватки онкологических учреждений. А существующие онкологические учреждения не отвечают современным требованиям по площадям и укомплектованностью обслуживающим персоналом. Например, два врача-онколога поликлиники 15 на два больших района: Выборгский и Приморский. Низкий уровень ранней диагностики опухолей обусловлен отменой регулярных профилактических осмотров, которые были при Советской власти. По данным Фонда "Общественное мнение", только 24% россиян знают о существовании программы диспансеризации работающего населения. То есть ДПР работает на 24%. ! Остается мизерной помощь онкобольным с хроническим болевым синдромом, требующим обезболивающие наркотики.

Принятые федеральные законы не исполняются. Причина одна: денег на это у властей нет, жалости и сострадания - тоже. Законы остаются благими пожеланиями, т.к. не обеспечиваются необходимым финансированием. Заботу о лекарственном обеспечении онкобольных переложили с федерального бюджета на региональный, а он не располагает достаточными средствами.
400 человек, получающих лекарства бесплатно, - это меньше полпроцента от числа онкобольных в нашем городе, т.е. гордиться абсолютно нечем. "Государство обязано полностью оплачивать расходы на лекарственное обеспечение всех онкологических больных", - считает член Координационного совета ДПР А.Мельникова. Мечтать не вредно. По существу, "родное" государство бросило онкобольных на произвол судьбы.

Наиболее слабым звеном является организация онкологической помощи больным, где имеется очень много нерешенных п! роблем. Задача их решения не только медицинская, но и социальная. Не касаясь медицинских аспектов, остановлюсь на социальной стороне. Вот некоторые факты обслуживания конкретного пациента (жителя блокадного Ленинграда).

В круге первом (диагностика):
У участкового врача в поликлинике 14 (по месту жительства) нужно получить направление в поликлинику 15 к онкологу, т.к. в своей поликлинике онколога нет. В поликлинике 15 запись "чужих" пациентов производится за 2-3 недели. На приеме онколог без осмотра (?) дублирует (переписывает один к одному) направление в городской онкологический диспансер, что может сделать любой человек, умеющий читать и писать.
В городском онкологическом диспансере (2-я Березовая аллея, 3/5) существует предварительная запись к онкологу тоже за 2-3 недели. Онколог после осмотра дал пациенту направление на УЗИ области малого таза, а на УЗИ ей говорят: у нас очень большая очередь, будете месяц ждать, или за деньги без очереди? Она соглашается "за деньги". Тогда ее записывают на следующий день и просят захват! ить с собой полотенце и . презерватив. И это в государственном учреждении, пожилую женщину посылают за презервативом!
После обследования пациента направляют в городской онкологический центр (пр. Ветеранов, 56). Там тоже огромная очередь и предварительная запись за 2-3 недели. Как говорил Станиславский , театр начинается с вешалки. В гардеробе не оказалось номерков, а в верхней одежде не пускают. Пациент встает в очередь в гардероб за освободившимися номерками. Врач назначает курс химиотерапии в домашних условиях и еженедельно анализ крови в своей поликлинике. Выдает препарат. Через месяц снова записаться на прием.
Анализ крови - только по направлению участкового врача. Очередь за номерками в поликлинику выстраивается с 7 часов утра, т.к. в 8 часов номерков уже может не быть.
Через месяц к врачу на пр. Ветеранов, 56 пациент не попадает, т.к. врач в отпуске. Теоретически пациент может сам выбрать себе врача, но это теоретически. А практически проходит еще один ! месяц без медицинской помощи. Врач назначает повторный курс химиотерапии, но за препаратом нужно ехать уже на Березовую аллею. Через месяц записаться на прием.
После многомесячного хождения по врачам пациенту поставили диагноз "рак 4-й степени" и открестились от него ("Идите домой. Не мешайте нам работать. Будет плохо - вызывайте "скорую").
Почему нельзя было положить пожилого человека в стационар, где бы он находился под наблюдением врачей и под капельницей и там исследовать его ?

В круге втором (оформление инвалидности):
Обход врачей для получения направления на комиссию занял 3 месяца.
Комиссия проходит на 2-й Березовой аллее, 3/5. Существует график работы по районам (а их в городе 19) и тоже предварительная запись за месяц.
В тесном и душном маленьком помещении - коридоре площадью 10 кв. метров, заставленном коробками с медицинскими документами, без гардероба и с ограниченным числом "посадочных" мест стоят в очереди сотни пожилых людей (известно, что рак в молодом возрасте наблюдается редко). Одновременно! проходит сдача документов на комиссию и выдача документов с группой инвалидности (через 2-3 месяца после их сдачи). Работает ОДИН врач.
По мнению председателя Общества жителей блокадного Ленинграда, все блокадники по состоянию здоровья являются инвалидами. На эту тему написаны и защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций.

В круге третьем (социальная защита).
С полученными документами и необходимыми ксерокопиями несчастные люди часами стоят в собесе сначала по одному адресу (Сампсониевский пр.), затем по другому (Учебный пер., 2). Везде знакомая обстановка (коридор, давка, духота). Ксерокс для посетителей не предусмотрен. У кого недостает ксерокопий, вынуждены бежать за ними на улицу. Список требуемых ксерокопий оказался неполный, инспектор требует еще ксерокопию квитанции квартплаты и квитанции за газ за последний месяц. Изнемогая от боли и усталости, законопослушные пожилые люди 70-80 лет делают еще круг для потехи армии чиновников-посредни! ков, не знающих, чем себя занять. Фамилии сознательно не называю, т.к. это система, все по инструкции.

В круге четвертом (обеспечение лекарствами).
По закону все лекарства онкобольным должны давать в аптеках бесплатно. Бесплатный рецепт онкобольным выписывают участковый врач и врач-онколог, к которым надо попасть на прием. Каждый раз рецепт заверяют печатью в регистрационном кабинете поликлиники. Но частные аптеки (а таких большинство) отказывают в выдаче бесплатных лекарств по причине " их отсутствия" или вам цинично говорят: бесплатно - нет, за деньги - пожалуйста. В государственных аптеках нужные вам лекарства не всегда есть, а рецепт действителен строго определенный срок.
Итого: на хождение по мукам ушло несколько месяцев, вычеркнутых из жизни, и продолжается до бесконечности. Некоторые онкобольные не выдерживают таких пыток и, желая скорее прекратить свои мучения, наводят справки среди знакомых о сильном снотворном, чтобы уснуть и не проснуться.

В круге пятом, последнем (хоспис).
Наступает момент, когда ! человек буквально сгорает от рака, а родственники просто не в силах ему помочь. И под напором врачей, которые активно советуют положить больного в хоспис, обещая там земной рай, больного направляют в хоспис. Это билет в один конец. Терапии там нет, а есть психологическая помощь и всякие религиозные мероприятия. Самое страшное, что там беспомощного человека могут развести на квартиру, дав ему подписать заранее подготовленные документы. К сожалению и стыду, такое решение жилищного вопроса встречается и в больницах. Но доказать это практически невозможно.

До какого же нравственного упадка и деградации дошло наше общество?! Эта жестокость когда-нибудь ударит, как бумеранг, по чиновникам от здравоохранения. Но это будет "когда-нибудь". А пока местные городские власти экономят деньги на здоровье несчастных людей и своими незаконными, по мнению прокуратуры, постановлениями ограничивают перечень бесплатно выдаваемых медикаментов. Вспоминается пьеса "Опаснее врага" (опасне! е врага - дурак, а опаснее дурака - дурак с инициативой).

В СМИ эту острую проблему замалчивают. Следует сказать, что и в советские времена о проблемах онкологических больных СМИ тоже не любили распространяться, т.к. это не вписывалось в радостную картину жизни. Но государство, по крайней мере, оказывало им необходимую медицинскую помощь и делало это бесплатно. При этом проводились мероприятия по предупреждению и своевременному обнаружению онкологических заболеваний посредством регулярных массовых обследований населения, которые в наше время ушли в прошлое. Тогда страна была больше, а онкологических больных было меньше, чем сейчас.

Серьезное беспокойство вызывает реклама в СМИ лекарств от рака. Время от времени в прессе появляются сенсационные материалы об очередном чудесном исцелении от рака. Но одно и то же средство может быть полезным для одного человека и вредным для другого. Это дело врача и только врача (принцип "лечить не болезнь, а больного").

Если смотреть в корень, как говорил Козьма Прутков, то корень з! ла в том, что у нас здравоохранением "рулит" человек, далекий от медицины (М. Зурабов, Т. Голикова). Недопустимо, когда в огромной стране не найти врача на должность министра здравоохранения.
Надеюсь, что эта статья раскроет глаза некоторым смольнинским чиновникам, душевно глухим, слепым и не в меру словоохотливым. Пусть они спустятся на землю со своего Олимпа и посмотрят своими глазами на истинное положение вещей. Может быть, что-то изменят к лучшему. Пусть немного. Но "самая большая дорога начинается с первого шага".

Подведу итог сказанному.
Для улучшения медицинской помощи больным со злокачественными опухолями необходимо:
- срочно принять конкретные меры. Время разговоров и составления комплексных планов "по дальнейшему улучшению." давно прошло;
- в корне изменить кадровую политику в высших эшелонах власти;
- вернуть проведение регулярных профилактических осмотров населения;
- запретить рекламу в СМИ лекарств против рака. Вернуться! к бесплатной медицине для ВСЕХ граждан России.
Кардинально усилить экологический контроль за воздушной средой, водой и продуктами питания (чем мы дышим, что мы пьем и едим).


Ю.В. Ястребов,
ветеран ВС, член-корреспондент
Академии медико-технических наук.
http://community.livejournal.com/ru_politics/20032959.html

Комментариев нет: